ДИАЛОГ
Из подслушанного
.
— Сбросил тебе вчера на страницу фото росписи о. Зинона, видел?
— Да… талант, всегда нескучно — всё время
— Есть ощущение, что
— Он, как и мы, заложник существующей ситуации — компрачикос от нашей системы художественного образования. Хотя и закончил только худучилище, но видимо, системе много времени не надо что бы покалечить на всю жизнь.
— В ранних работах, которые до византийского периода, пластика очень даже была.
— Там образы такие были — русская икона, никакого объема — чистая пластическая форма. А потом, когда он от неё отошел — там уже совсем другое началось.
— Но отойти было надо?
— Да, эта битва за органичный язык трагическая сторона современного иконописания, особенно для тех, кто начинает. Русская икона, да и все искусство
Образ ведь совсем не нуждается в этой избыточной иллюзии. И вообще, не цель художника отражать видимый мир — он скорей пересоздает его заново — творит новый мир на картине. Я думаю, что и просто портрет Христа, написанный с натуры
— У меня, помню, было очень яркое впечатление в одном из первых походов в Третьяковку: там в рублевском зале стояла икона «О Тебе радуется.«…
— Да, того времени…
— И меня поразили люди, написанные внизу. Написаны по всем правилам, не объемно, не реалистично, без света и тени — набор линий и треугольников. Но при этом потрясающее ощущение РЕАЛЬНОСТИ. В
-Это трудно описать словами. Думаю, что они еще владели всей полнотой изобразительных средств, утраченных впоследствии. Нам это, к сожалению, недоступно. У детей еще получается — все дети гениальные художники — кого ни возьми. А потом всё это пропадает, когда их начинают учить и объясняют КАК надо. А ведь в доренесансную эпоху этого порога между детским и взрослым не существовало. Он позже появился — теперь ребенка надо сломать чтобы он начал рисовать
— Проблема в системе образования?
— Думаю, да. И не только иконописного! Все начинают одинаково — линии, глазки, ротики… И получается не икона, а икона иконы, то есть это уже
— К сожалению, почти от всего современного церковного искусства такое тяжелое ощущение НЕНАСТОЯЩЕСТИ. Что в архитектуре, что в живописи, даже в языке церковном — он, вроде, и славянский, но современные тексты к славянскому относятся примерно как у Гайдая — разбросаны в нескольких местах «вельми понеже»,
— Бутафория. В храме современном то же — монолитные конструкции, а на них привесили пару арочек, полуколонночек и закомар — вроде получается православненько. Опять бутафория. Софринские шедевры вообще отдельная статья — бутафория чистейшей воды. И всё это составляет мир современного православного христианина. Возможно,
— ИМИТАЦИЯ…
— Вот, вот — имитация. Ладно, если бы это ещё только художественной стороны касалось. А так получается имитация в живописи, имитация в архитектуре, имитация в молитве, имитация в духовной жизни… На себя оглядываешься — тоже имитация, то здесь, то там. Имитируем потихоньку. А откуда взяться настоящести? Мы же все начинали как — вслепую. Наощупь. Видели только то, что было на поверхности. В
— Ну, после всей академической премудрости как раз и хотелось
— Да, а в иконе всё уже решено и всё сделано — легко! Я теперь жалею, что бросил то, чем сразу после Академии занимался. Может и для иконы потом что- то интересное получилось бы. Правда всё это нытьё очень сильно смахивает на самооправдание — «среда заела».
— Ну, а из современных иконописцев ты бы
— Нет, никого. Всё примерно одно и то же. Но работа идёт, конечно. Сейчас большинство уже начинает понимать, что дело не в стиле — стиль не панацея и ищут своего пути. Иначе будет бесконечное мертвое повторение.
— То есть ты считаешь, что будущее за авторской иконой?
-Этот эпитет мало что объясняет. Как по мне, так они все авторские. но развитие возможно только по такому пути. Опыт иконописца может быть только один — опыт встречи с Богом. И попытка этот опыт выразить у каждого сугубо индивидуальна.
— То есть штампованность отметаем сразу. Осталось только
— Это нормально…
— А как, на твой взгляд, возможно развитие: появится
— Не то чтобы не чуствуют — мы все чуствуем, как собаки. Мы выразить не можем. А если появится человек могущий, то боюсь, помрет с голоду. Если только он не талантища будет огромного, который все сметет. Но в любом случае, нужна среда вроде константинопольской или типа того.
— К слову, про Константинополь — как думаешь: в
— Возможно. Ренессанс ведь в Византии начался задолго до Италии. Политический кризис оборвал этот процесс. А уж как европейские варвары это переварили мы наблюдаем — с изрядными перекосами. Вся история человека — развитие личностного. Вначале его вообще не замечали, а теперь до крайности доходят.
— Ты считаешь это линейное развитие? До
— Спиральное, как и всё остальное. В иконе то же. Сейчас переработают Рим и катакомбы. Быстро переработают. А что будет потом и не знаю.
— Первобытное искусство?
-Негры. Я как раз недавно в интернете передачу смотрел — красота! Чистая пластика! Современному иконописцу проще у Пикассо учиться и у ребят, с Сезанна начиная. Пикассо это вообще энциклопедия изобразительных средств — он у всех
— Радикально…
— Да, но толк бы в этом, возможно, был. Такой опыт проводили — результат вполне достойный
— В Новинках пономарь был — пришел в храм на неофитском порыве. На этом порыве потом поступил в семинарию. Там он тоже, поначалу, романтику захотел найти — святые отцы, причастие каждый день
— Исполнителя треб…
— Чтобы его можно было спокойно одного заслать на приход, где бы он воевал с местными бабулями. То есть система обучения становится своего рода «защитой от дурака», как в компьютере. И это можно сказать про церковную жизнь вообще. Она часто принимает формы такой глобальной «ЗАЩИТЫ ОТ ДУРАКА» со всеми вытекающими последствиями. И в значительной степени это можно сказать и про иконописную систему.
-Да, все это от страха перед человеком, его падшестью, и от недоверия Богу. Все школы работают по этому принципу. Иконописные тоже. Человека обтесывают со всех сторон. Получается крепкий (или некрепкий) наполнитель храмового интерьера. Еще думал по поводу семинарского и академического образования — хорошо бы выкинуть из их программы пару бессмысленных предметов и заменить их историей искусств и начатками рисования — невежество подавляющего числа священников и епископов в этом вопросе восхитительно — их воплощенные в материале образы Рая вгоняют в депрессию. В этом смысле дело Ленина победило в церкви…
— Альтернативу ты
— Нет, в этом как раз парадокс. Выхода на сегодняшний день не видно. Если отойти от всего этого, сразу придет другая крайность. Но идти надо все равно…работать надо много… мужества и смелости надо много… у меня их нет.
— Мы, помню, в мастерской думали
— Как говориться — «дьявол в крайностях». Истина лежит
— Каждый должен этот ответ сформулировать для себя сам.
— Ответ может быть только в работе. Они, ответы, только в процессе работы появляются. Перефразируя Сезанна, можно сказать: «иконопись это молитва с кистью в руке». То, что художники еще рождаются, говорит о том, что Бог нас не оставляет. Так что всё будет.