fb fb vk

Технология письма икон

Иконы пишутся способом, который проверен тысячелетиями — натуральной яичной темперой по левкасу.

Задолго до преподобного Андрея Рублева и по сей день иконы пишутся по следующей технологии: вначале тщательно подбирается доска, ровная и гладкая (преимущественно липовая), высушенная десятилетиями при определенных условиях. Такая древесина уже большая ценность. Исключается наличие в доске даже маленького сучка, иначе он через несколько лет «разорвет» икону, то есть раскрошит всю живопись. Если икона большая, доски склеиваются, и обязательно врезаются шпонки — поперечные вставки из дуба, предотвращающие деформацию доски с течением времени. Далее выбирается ковчег, специальное углубление в доске, словно «колыбель» для иконы. Затем на доску иконописец накладывает основу под живопись — левкас. Вначале доска проклеивается горячим рыбьим или мездровым клеем. Затем на неё наклеивается кусок чистого холста — паволока, натуральная, чаще всего льняная ткань особой структуры. А на паволоку в несколько тонких слоев накладывается белый грунт из мела и клея, отличающийся особенной прочностью и долговечностью — левкас, то есть та основа, на которой пишется икона. Каждый слой выдерживается, обрабатывается вручную до достижения зеркальной поверхности.

На следующем этапе, после нанесения прориси, доску золотят сусальным золотом.

Краски для письма используются только натуральные. В отличие от синтетических пигментов, они проверены многовековой историей человечества, и произведения древнейших эпох до сих пор сохраняют свой первозданный вид благодаря неувядаемости и сочности красок, сотворённых самой природой. В основном, это порошковые минералы и натуральные пигменты — измельчённые полудрагоценные камни: малахит, лазурит, вивианит и т. д. Непосредственно перед письмом в краски добавляется яичная эмульсия.

Икона пишется нанесением тонких слоев краски по выработанной веками последовательности от тёмного тона к светлому. Вначале икона «раскрывается» основными цветами. Лики и руки раскрываются «санкирем» — тёмным слоем-подкладкой. Затем светом и тенью «разделываются» одежды. Последними пишутся лики. Краски различных тонов накладывают послойно, каждый слой обязательно просушивается. Далее делается ассист (тонкая роспись золотом поверх письма).В конце икона подписывается. Готовая икона пропитывается олифой — долго проваренным при определённой температуре льняным маслом с добавлением смол и сиккатива

посмотреть готовую икону